Профстандарт педагога: требования к квалификации
4.1. Часть первая: обучение
Педагог
должен:
1. Иметь высшее образование.
Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее
время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия
для его получения без отрыва от своей
профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание
предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить
уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами
обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая
практика и т.п.
5. Использовать специальные
подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех
учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;
учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными
возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать
знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть
ИКТ-компетенциями.
4.2. Часть вторая: воспитательная
работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами
воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной
деятельности.
2. Владеть методами организации
экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной
педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать
поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами,
с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие
развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера,
постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила
поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в
образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь
и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми,
признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный
аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание
учащимися.
10. Уметь проектировать и
создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и
реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и
т.д.).
12. Уметь строить воспитательную
деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных
группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их
родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать
конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся,
привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно
взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных
задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать
реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую
дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и
интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу
и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для
осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных
детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в
поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная
установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения
выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную
помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с
другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию
специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с
другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными
методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику
развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в
детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей
развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов
периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в
практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать
психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь
проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с
психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое
сопровождение образовательных программ начального и среднего общего
образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными
приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей
учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных
характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с
психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и
реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и
возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные
учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в
мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения
и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями
(в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися:
одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью.
19. Умение формировать
детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и
закономерностей развития.
20. Знание основных
закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с
родительской общественностью.
Это общие для всех требования, в
следующей части - особенные
требования к учителю начальных классов.
4.4. Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития
первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной,
целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться
(универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в
основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности
достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших
новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в
социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях
повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме
обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести
ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей
учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего
школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности
мальчиков и девочек.
Психолого -педагогические требования к квалификации
учителя,
они относятся к требованиям, которые установлены в пунктах
4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.
Для эффективного выполнения
указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных
понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии,
определяющих результаты образовательного процесса, степень развития
метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее
развития, в том числе следующие:
· Гражданская и социальная идентичность.
· Уважение прав и свобод личности.
· Система ценностей личности.
· Образцы и нормы просоциального поведения, в том
числе в виртуальной и поликультурной среде.
· Показатели стадий и параметры кризисов возрастного
и личностного развития.
· Развитие коммуникативной компетентности
обучающихся.
· Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся.
· Формирование и становление учебной мотивации и
системы универсальных учебных действий.
· Особенности освоения и смены видов ведущей
деятельности.
· Формирование детско-взрослых сообществ.
· Становление картины мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий